Ми розпочинаємо публікацію спогадів українського вченого про Деміївку та її мешканців у записах, які нам люб'язно надав відомий український науковець у галузі кібернетики. Їхні прізвища ви дізнаєтесь після завершення циклу публікацій.
"Меня просит очень уважаемый мной человек рассказать
о себе. Я не без удовольствия выполняю его просьбу.
Хотя это нелегко - все как бы переживаешь заново"
о себе. Я не без удовольствия выполняю его просьбу.
Хотя это нелегко - все как бы переживаешь заново"
Итак, родился 1 августа, вернее в ночь на 1 августа, т.е. уже после 24-х часов.
Родители: отец - педиатр, мать - медсестра. Не могу о них не сказать подробнее потому, что горжусь ими. Отец - из бедной еврейской семьи, очень многодетной, единственный из всех получил высшее образование в Университете Св. Владимира. Кстати, дед хотел продать медаль: мол, это образование не для евреев, но отец ушел из дому и жил, зарабатывая уроками. Будучи студентом, он снимал комнату у зажиточной еврейской семьи, тоже очень многодетной, где и женился на моей будущей маме - очень доброй и женственной. После моего рождения отец и мать сняли квартиру на Демиевке, где отец прослыл "врачом Божьей милостью", пользовался колоссальным авторитетом и любовью населения, в основном бедного и пролетарского. Заведовал детской консультацией - первой в Киеве, организованной им по мандату Киевского ревкома. Впоследствии был депутатом горсовета - уже после эвакуации и возвращения в Киев в 1946 году. В дни юбилеев получал приветственные телеграммы от целых дворов с десятками подписей.
Я пишу об этом, чтобы было понятно, в какой атмосфере я рос и получал воспитание. А оно у меня было классическим и вместе с тем разнополярным, в котором "классика" перемешивалась с новыми советскими веяниями. Отец нанял мне гувернантку (бонну), которая меня обучала вплоть до школьного возраста вместе с тремя другими детьми, но при этом жила у нас и, главным образом, занималась именно мной. Это была красивая девушка, дворянка, дочь расстрелянного во время гражданской войны генерала. Впоследствии она вышла замуж, вместе с мужем оказались в Сибири, где они оба стали докторами филологический наук. И эту Анну Александровну я обожал так же, как и маму. У нее были не монархические, а либеральные взгляды типа социал-демократических, как я потом понял. И она со мной подолгу рассуждала, как со взрослым человеком, на разные темы. И любила меня не меньше, чем я ее. И вот, с одной стороны, совершенно просоветское воспитание в семье, а затем и в школе, в котором основные принципы: "так надо", "так полагается", "как сказал..." и т.п. А с другой стороны полученная еще в раннем детстве тенденция рассуждения и практического осмысления (а то, что в раннем детстве, то наиболее прочно) и привели к той черте моего менталитета, которую можно охарактеризовать как поиск истины, что и вызвало впоследствии желание заниматься именно творческой научно-исследовательской деятельностью. далі буде
Немає коментарів:
Дописати коментар