суботу, 27 червня 2020 р.

Деміївські спогади: В кориті під столом

 Всі свої оповіді я присвячую рідній бабусі - 
Івановій Надії Дмитрівні

                          В  КОРЫТЕ  ПОД   СТОЛОМ

      Сталинка или Демеевка - лучший район Киева!!!    Ну, кто хочет со мной поспорить? Я безумно ее люблю и она отвечает мне взаимностью.  Вся моя жизнь связана с этим районом.
Василина в однорічному віці
       Родилась я через 9 лет после Второй мировой войны    в 10-районной больнице. В центре Сталинки было много улиц - Чайковского, Шевская,  Наливайковская… Но главная,  это, конечно, - БАЗАРНАЯ,   ее позже переименовали в Луцкую. И  что интересно - участковый врач-терапевт - высокий, худощавый, немного сутулый,   старый, добрый еврей с очками на носу, с которым можно было обо всем договориться – был Луцкий. И складывалось впечатление, что именно в его честь переименовали улицу.
            Вы догадались, почему эта улица главная на Сталинке?   Правильно. Потому что Я там жила.   Жаль, она отошла в историю. А начиналась она от проспекта 40-лет Октября  (суч. назва проспект Голосіївський) как раз напротив 85 школы, пересекала улицу Чайковского и пролегала дальше к переулку Керамическому. Сейчас на ее месте в 80-х годах ХХ столетия вырос небоскреб –  Национальная библиотека Украины имени Владимира Вернадского.
     Улица Базарная, 2-б, квартира № 10.  Послевоенный, деревянный барак. Квартира -  это громко сказано.  Из маленького палисадника, увитого красивым диким виноградом, открывали дверь и попадали сразу в 4-метровую кухню. А готовили в ней простую еду – красный борщ, картошка в «мундире», селедка и иногда 100 грамм докторской колбасы по 2р. 20 коп. за кило. И кусочек сливочного масла плавал в тарелке с холодной водой. А из кухни, - нет, рукомойник не выбегал – наоборот, попадали в 10-метровую комнату без окна. Да, да - в  комнату без окна. Чтобы найти необходимую вещь - надо было включить свет.  А жили мы очень «багато». В комнате стоял шифоньер, квадратный дубовый стол и две кровати. Помещение обогревала «грубка» (печка,  которая топилась газом). И жили в этой комнате 15 человек (на каждого приходилось меньше метра) – и все  родственники. Цыганский табор.   На каждой кровати семья -  папа, мама и двое детей. А Вы говорите - личное пространство.   А кому не досталась кровать, извините, - спите, где хотите, где найдете место. Кто первый встал – «того і капці».  Наверное, русскую народную сказку «Теремок» писали с натуры, с нашей семьи.
      Да, а где же я спала?  На самом почетном месте:   в корыте под столом! И надо же было мне заболеть скарлатиной в 9 месяцев!  Вызвали участкового врача - педиатра Златкис. Эту фамилию я запомнила на всю оставшуюся жизнь. Златкис - еврейка средних лет,  низенького роста с круглыми формами, темные волосы завиты в советский перманент. Очень приятная, интеллигентная, спокойная. Цокая  каблучками с докторским чемоданчиком в руках, она зашла в наш пчелиный улей. И на риторический вопрос: «А где больной ребенок?», ей ответили: «В корыте под столом». Ее возмущению не было предела! На что моя бабушка спокойно возразила: «Может, вы нам подскажите другое место, где нам ложить ребенка?»
     Но честь и хвала  Златкис - я выздоровела и еще не один раз с бабушкой ходила к ней на прием в детскую поликлинику на углу улиц Бубнова и Ломоносова. 

Немає коментарів:

Дописати коментар